В ноябре 2006 года я написал статью-интервью о Руслане Тахаеве. Известный чеченский спортсмен, в начале 1980-х годов стал мастером спорта международного класса и чемпионом СССР среди юниоров по тяжелой атлетике. Спустя 20 лет, переехав в Австрию, Руслан возобновил тренировки и уже под австрийским флагом стал чемпионом мира среди ветеранов.
В конце той статьи я кратко упомянул о работе Руслана в период между двумя чеченскими войнами в качестве тележурналиста и исследователя древнечеченской архитектуры. А в данном материале собираюсь рассказать подробнее именно об этой стороне деятельности чемпиона мира Тахаева.
После первой чеченской войны Руслан неожиданно (даже для самого себя) нашел себя в качестве тележурналиста. В родном Урус-Мартане он открыл частную телекомпанию, которой в короткий период удалось завоевать внимание многих телезрителей. Руслан сумел увлечь людей своеобразным изложением истории и традиции чеченцев. Это, в основном, и было главной тематикой его телеканала.
Но, наступил один момент, когда Руслан всем лицом обернулся к древней архитектуре чеченцев. Это произошло во время съемок документального фильма «Зов Земли». Фильм снимался по мотивам работ знаменитого грузинского монаха-летописца, историка XI века Леонтия Мравели о заселении Кавказа. В частности, по его книге «Жизнь картлийских царей». Для съемок Руслан часто выезжал в горную Чечню, где постепенно и «заболел» древнечеченской архитектурой.
Изучая историю древних строений, Руслан видел, что она так и не обследована до конца. Многие именитые ученые-археологи в разные времена писали на эту тему, но они изучали или какие-то отдельно взятые комплексы башен, или проходили только по одному маршруту, в то время как башни, склепы и целые комплексы разбросаны по всей горной Чечне. И труднодоступные места оставались за полем зрения ученых.
Да что там исследования и научные работы, когда не существовало (как впрочем, не существует и сейчас) даже полного фотоархива этих башен.
Вот за эту сложную работу — создание полного фотоальбома, всех до единой, уцелевших древних чеченских строений и решился взяться Руслан Тахаев.
Дополнительным стимулом стал и разговор с известной чеченской актрисой и общественным деятелем Зулай Багаловой, которая рассказала, что в Америке она видела аж два фотоальбома ингушских башен. А вот чеченскими никто еще не удосужился заняться.
Помощи и финансирования экспедиции ждать было неоткуда. Для абсолютного большинства населения Чечни межвоенное время было крайне тяжелым в финансовом плане. Руслану пришлось продать одну из видеокамер, некогда приобретенных для телекомпании. На вырученные деньги он закупил фотооборудование. Правда, техническое оснащение оставляло желать лучшего, фотоаппараты были старого советского образца — «Киев», «Зенит». Но, постепенно, Руслан настолько освоил фотографическое искусство, что ему удавались поистине чудесные кадры.
Известный чеченский археолог Руслан Арсанукаев согласился помочь ему в описании истории этих башен. Примерно половину экспедиции Арсанукаев сопровождал его, но затем вынужден был прервать экспедицию по семейным обстоятельствам. Проводником согласился стать Руслан Дадулагов, человек беспредельно влюбленный в горы и давний знакомый Арсанукаева.
Если кто-то думает, что это была приятная прогулка трех приятелей по горам с фотоаппаратом, то он сильно ошибается. Любой человек, знакомый с географией горной Чечни, знает какой это тяжелый труд. Наши предки строили свои башни в умопомрачительных местах. Иногда смотришь и не веришь своим глазам, как вообще можно построить сложный башенный комплекс на таком месте, куда даже добраться нелегко, не говоря уже о том, чтобы развернуть строительство.
Иногда на съемку одной башни уходил целый день. Полдня, чтобы подняться на гору, добраться до башни, поймать удачное расположение солнца и до вечера вернуться к месту расположения лагеря.
Работа шла весь июнь, июль, август и начало сентября 1999-го года, вплоть до начала второй чеченской войны. За это время Руслан полностью отснял древние строения Итум-Калинского, Шаройского, Чеберлоевского районов, Т1ерлой-Мохк, Никарой, Кей-Мохк и многие другие места. Начало войны застало его в Галанчожском районе и помешало закончить работу в этом районе, а также в Майсты и на небольшом куске Чеберлоевского района.
Жаль, что Руслану не удалось полностью завершить свой проект. Но, даже то, что он успел сделать, сегодня является бесценным сокровищем для чеченской историко-археологической науки. Потому что во время второй чеченской войны, отличавшейся особой жестокостью ко всему живому и неживому, многие из этих башен безжалостно уничтожены. Они остались только в архиве Руслана Тахаева, насчитывающем около полутысячи фотографий.
Во время второй войны большой проблемой стало сохранение архива, который включал не только фотография и негативы, но и видеоматериалы. Разделив его на части, Руслан отдавал на хранение родственникам и друзьям. Но, некоторые, опасаясь арестов во время «зачисток», выкидывали их. Упрекать этих людей, разумеется, не в чем, всем известно как придирались федералы ко всяким пленкам и кассетам.
В октябре 1999 года Тахаев передал часть архива своему бывшему компаньону Руслану Арсанукаеву, который через несколько лет переедет в Канаду. Позже, весной 2005-го года, Арсанукаев приезжал в Европу, при поддержке мэрии города Парижа и Министерства культуры Франции выпустил книгу «Чеченские петроглифы», где в том числе использовал несколько снимков Руслана Тахаева с указанием его имени, как фотографа.
В 2004-м году Руслан обосновался в Австрии и сразу же начал искать и восстанавливать свой архив. Как уже было сказано, ему удалось собрать около полутысячи фотографий и, даже, около десятка видеокассет. Руслан Арсанукаев также переслал Тахаеву его материалы, которые он сохранил.
В Австрии фотография Руслана вызывают большой интерес публики, выставки его работ прошли уже в шести городах по всей стране.
Однако, главный проект Руслана — создание фотоальбома чеченской архитектуры, задуманный им десять лет назад, остается невоплощенным в жизнь, но актуальным и сегодня. Сейчас, когда Руслану удалось восстановить свой архив, эта задача вполне выполнима. Но, как обычно бывает в таких случаях, необходим спонсор, который проявит интерес к этому делу. То, что спонсор затем вернет с лихвой свои вложения, нет никакого сомнения — фотоальбом станет уникальным изданием.
Хотелось бы пожелать Руслану найти спонсора и осуществить свой замечательный проект, а всем нам поскорее увидеть первый в истории фотоальбом чеченской архитектуры.
Несколько работ Руслана Тахаева: