Знаменитый чеченский тренер по вольной борьбе Дэги Багаев в своих интервью нередко называет имя Бекхана Тунгаева в числе своих лучших учеников. Это имя слышали практически все любители чеченской спортивной борьбы. Но, что удивительно, лично я никогда не встречал в средствах массовой информации ни интервью, ни рассказа, ни малейшей информации об этом спортсмене.
Так, кто же он — Бекхан Тунгаев, чье имя Дэги Багаев ставит в один ряд с именами прославленных чемпионов: Асланбека Бисултанова, Салмана Хасимикова ... ?
Сайт WSPORT-SHATOY дает вам уникальную возможность открыть для себя этого замечательного спортсмена. Читайте эксклюзивное интервью Бекхана Тунгаева нашему сайту.
Бекхан, в первую очередь, хотел бы поблагодарить вас за согласие ответить на мои вопросы. Любителям спорта известно ваше имя, но мало кто знаком с вашей спортивной биографией. Почему так случилось? Журналисты не проявляли интерес или вы не любите общаться с прессой?
Дело в том, что я был в, так называемом, «черном списке» КГБ. Конечно, узнал я об этом только после распада СССР. Был у нас в республике один журналист по фамилии Гадаборшев. У меня такое впечатление, что он был специально приставлен ко мне вышеназванной организацией. Как только я возвращался с каких-нибудь соревнований, он как черт из табакерки выскакивал у меня дома и брал обширное интервью. Через несколько дней в газете появлялась маленькая заметка в несколько строчек, где мои достижения обязательно, на порядок занижались. Никогда в чечено-ингушской прессе не писали, что я выигрывал на турнирах у чемпионов мира, Европы и Олимпийских Игр.
В такую немилость всемогущей КГБ я попал из-за того, что мой дед, Душа Тунгаев 25 лет служил в царской армии, имел 18 наград, в том числе три Георгиевских креста. В 1938 году он был расстрелян как «враг народа».
При заполнении анкет на загранпоездку я это, естественно, скрывал. Но мои некоторые, так называемые друзья по спорту поспешили донести куда следует и я стал невыездным. Шесть раз меня снимали с заграничных поездок. Когда я пытался выяснить почему, ответ всегда был один — нет решения обкома КПСС.
Где вы родились, учились?
Родился в Казахстане, где наш народ находился в депортации. После возвращения домой, учился в школе №7 г.Грозного, затем в Чечено-Ингушском государственном университете.
Когда сделали первые шаги в спорте и кто был вашим первым тренером?
В 1967 году записался в секцию вольной борьбы у тренера Дэги Багаева, впоследствии ставшим великим тренером и основоположником чечено-ингушской школы вольной борьбы.
Помните свои первые соревнования?
В том же 67-м году, это было первенство республики среди юношей. Занял 1-е место.
А каковы ваши лучшие спортивные достижения?
Я был первым спортсменом из Чечено-Ингушетии попавшим в сборную СССР и первым мастером спорта международного класса среди чеченцев. Членом сборной СССР был с 1969 по 1976 год. Боролся за ЦСКА, за сборные РСФСР и СССР. В 1970 году стал победителем первенства СССР. Трехкратный чемпион Вооруженных Сил СССР. Чемпион РСФСР. Двукратный обладатель Кубка СССР. Победитель международных турниров в Монголии, Турции, Иране, Венгрии, Румынии. Победитель турнира «Олимпийская надежда», Спартакиады дружественных армий. Серебряный призер Спартакиады народов СССР. Трехкратный чемпион Кавказа по национальной борьбе.
На разных турнирах побеждал чемпионов мира, Европы, Олимпийских Игр таких как: Г.Страхов (СССР), Петерсон (США), Байко (Венгрия), Дават Сурэна (Монголия), Чотари (Венгрия), Сухэт Сарая (Иран), Илья Матэ (СССР), Гючли (Турция), Майстег (Германия), Суранов (СССР), Бютнер (Германия), Ахмедов (Болгария), А.Курчевский (Польша), Прокопчук (СССР).
Вы тренировались со знаменитыми чеченскими борцами Асланбеком Бисултановым, Салманом Хасимиковым и другими. С кем из них вы дружили? Доводилось ли встречаться на ковре?
Дружил со всеми. Баудин Дудуев, Тимур Шамханов, Ахмед Джабраилов, Ахмед Умишев, Алаудин Уциев, Алхазур Ильясов, Гилани Эльдерханов, Руслан Бадалов и многие другие. На сборах вне Грозного жил в комнате с Асланбеком Бисултановым (Дала геч дойла цунна). Это был остроумный, веселый и самый надежный во всех отношениях человек.
Из наших известных борцов я встречался на ковре с Асланбеком Бисултановым в 1975 году в категории 100 кг, выиграл. В 1976-м в категории 90 кг боролся с Хасаном Орцуевым и тоже выиграл.
Расскажите, пожалуйста, об общей атмосфере в борцовской секции тех времен.
Хочу отметить, что первые ученики Дэги Багаева были очень дружными, сплоченными, трудолюбивыми. Первым всегда тяжело. Нас не пускали в зал, а мы ломали замки, заходили и тренировались. Директор «Динамо» вызывал милицию, но Дэги был очень упорным и мы продолжали тренироваться. Это потом, когда пошли результаты, нас пустили в старый динамовский зал. Мы всегда были вместе, на тренировках и в свободное время. Наша дружба продолжается и по сей день.
С кем из друзей-спортсменов поддерживаете связь?
Общаюсь по телефону с Нуради Китаевым, штангистом Вахидом Хамидовым, Батуханом Курбановым, Сосланом Андиевым из Осетии, Селимханом Джамалдиновым, Магомедом Арсемиковым и многими другими.
Когда вы в последний раз вышли на ковер?
На чемпионате СССР 1976 года в Одессе. Перед этим чемпионатом я сильно травмировал связки колена и месяц до соревнований не тренировался. Была необходима операция, но времени не оставалось, пришлось бороться с такой ногой. Занял второе место, проиграл Прокопчуку из Москвы со счетом 3:2.
Уход из спорта — это особое событие в жизни спортсмена. Особенно, спортсмена — профессионала. Кто-то уходит из-за травмы, кто-то из-за обиды на несправедливое отношение, кто-то по семейным обстоятельствам ... Почему и как произошло ваше прощание со спортом?
В 1976 году я добровольно ушел из сборной СССР и оставил большой спорт. Понимаете, когда знаешь, что тебя уже не выпустят на чемпионат мира и Олимпийские Игры, то пропадает желание делать адские нагрузки на тренировках, да еще гонять по 10 кг веса. Дэги категорически не хотел чтобы я переходил в полутяжелый вес.
Обычно, когда более-менее титулованный спортсмен покидает спорт, то устраивают официальные, торжественные проводы, затевают банкет, приглашают прессу, дарят подарки и пр. У меня таких проводов не было из-за того, что впал в немилость КГБ. Тогдашний председатель спорткомитета сочувственно пожал мне руку, сказал, что хотел бы достойно меня проводить, но — увы. Так что я один из спортсменов высшего уровня, которого проводили не по законам спортивной этики.
Осталось ли чувство неудовлетворенности от того, что сделал на ковре не всё, что мог бы сделать?
Да, у меня по сей день осталась огромная обида и огромное чувство неудовлетворенности. Почему спортсмены, у которых я без труда выигрывал, ездили на чемпионаты Европы, мира, Олимпийские Игры? Почему мой тренер, руководство республики и вообще никто не поинтересовался — почему Тунгаев невыездной? За что?
Конечно, легко собирать сплетни, затем обсуждать и обвинять. Про меня распускали разные слухи, мол хотел уехать в Америку, хотел остаться в Турции, что был каким-то иностранным агентом.
В финале чемпионата СССР 1976 года я встречался с Прокопчуком. В конце схватки выигрывал 2:1. На последних секундах мой соперник бросился в атаку, я поймал его на контрприеме и заработал еще два балла. Но судьи посовещались и отдали эти два балла Прокопчуку. Поднялся большой шум и даже беспорядки среди болельщиков. И тогда тренер сборной страны Ю.Шахмурадов во всеуслышание заявил: «Дэги, он же невыездной!»
Старший тренер сборной СССР Б.М.Рыбалко как-то сказал мне: «Бекхан, ты родился не в то время и не в том месте. Переезжай ко мне и будешь ездить на все чемпионаты». Но, Дэги даже слушать не хотел об этом.
Где вы работали после завершения спортивной карьеры?
После ухода из сборной СССР, в Грозном меня боялись взять на работу даже простым тренером. Пять лет нигде не работал. В 1981 году мой родственник Ахмед Касаев, директор Валерикской средней школы, осмелился взять меня на место преподавателя физкультуры.
Следите ли вы за развитием чеченского спорта сегодня? Если — да, то прокомментируйте, пожалуйста, его нынешнее состояние и, в частности, борьбы.
Конечно, я следил и слежу за развитием нашего спорта. Искренне радуюсь нашим успехам, огорчаюсь неудачам. Я отдал спорту много лет жизни и много здоровья. К сожалению, с распадом СССР и приходом к власти Дудаева спорт в Чечне начал угасать с каждым днем. Спортивные базы разворовывались и продавались под коммерческие структуры. Инвентарь пошел с молотка. С 1991 года тренера не получали зарплату. Профессиональные тренера были вынуждены искать средства существования, переезжали в другие регионы, многие поменяли профессию.
В 2001 году я попал на совещание тренеров в Грозном, их по республике оказалось 96 человек. Я ужаснулся, детей тренируют 5-6 тренеров, остальные получают зарплату. Конечно, не смог промолчать и высказал свое мнение по этому поводу. После этого мне вежливо отказали в просьбе о восстановлении на прежнюю работу старшим тренером республики по вольной борьбе.
До 2004 года я пытался устроиться тренером в Грозном, но тщетно. Оказалось, что штаты переполнены и для меня нет места.
В настоящее время вы живете во Франции. Как складывается жизнь на чужбине?
Во Францию я переехал с семьей в 2005 году. Я безмерно люблю мой город Грозный и мой многострадальный народ. Мне было очень больно и грустно уезжать из Чечни, покидать на старости лет родину, которую я не покинул в молодости за квартиру в Москве, деньги и отличные условия для спортивной карьеры.
Но я решил так потому, что не мог больше видеть и терпеть оскорбление, унижение и убийство моего народа. Любой пьяный солдат, от которого вонь стоит в радиусе 50 метров мог унижать, оскорблять, грабить и издеваться над любым человеком. Однажды на посту в Герзеле я видел, как солдат отнял удостоверение у заместителя министра топлива и энергетики, дал ему пинка под зад и матом приказал поставить машину последней в очередь. И тот, улыбаясь, выполнил приказ. В другой раз, в Бердыкеле, сам попал в руки таких «защитников отечества» и только с помощью Всевышнего и Гирихана Курбанова остался жив.
Человеку, любящему родную землю и свой народ, всегда тяжело на чужбине. Очень скучаю по Грозному, по нашей земле, по друзьям, очень надеюсь увидеть Грозный, родных, друзей.
Ваши сыновья занимаются спортом? Пошли по стопам отца?
Моим детям, как и всем чеченским детям, не повезло. Война разрушила все планы. Мои сыновья тренировались, но не так как мне этого хотелось бы. Старший, Зелимхан в 2001 году выиграл в Перми первенство России среди юношей. Затем международный турнир Александра Медведя. Также, первенство Москвы и различные турниры в Москве, включая фестиваль единоборств в тяжелом весе среди юношей. Затем получил травму — перелом грудины и не тренировался три года.
Когда мы приехали во Францию, он начал тренироваться в регби, так как в городе Перпиньяне, где мы живем, нет вольной борьбы. Через несколько месяцев его взяли в основную команду. Два сезона он играл в PIA-XIII (команда по регби из города Пиа, что в пригороде Перпиньяна на юге Франции в 40 км от границы с Испанией — прим. WSPORT-SHATOY). Команда выиграла чемпионат Франции и была второй на Кубке Франции. Честно говоря, я горд, что он первый профессиональный игрок в регби среди чеченцев.
Младший, Батухан тренировался совсем мало. В 2004 году на открытом первенстве Осетии среди юношей занял второе место в тяжелом весе. Во Франции перешел на дзю-до и за год тренировок добился определенных успехов, в частности, заслужил черный пояс в тяжелом весе (в России черный пояс соответствует званию от мастера спорта /черный пояс 1 дан/ до мастера спорта международного класса /черный пояс 4 или 5 дан/ — прим. WSPORT-SHATOY). Если получим гражданство, то может участвовать в чемпионате Франции. Пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо Вахе Чапаеву (ныне заместитель министра по спорту ЧР — прим. WSPORT-SHATOY), он очень помог Батухану.
Что бы вы пожелали нынешним спортсменам?
Нашим спортсменам я хочу пожелать удачи, желания, возможностей и патриотизма. Сейчас, в трудное для нашего народа время, нет более необходимого, чем ваши победы. Именно сейчас мы нуждаемся в ваших победах. С помощью наших недругов и средств массовой информации России нас представили всему миру бандитами, экстремистами, неучами... Чеченской молодежи предстоит доказать, что мы такие же как все, что мы не хуже остальных. Только вашими успехами в спорте, в учебе, в искусстве можно достигнуть возрождения нашего народа.
Я вас уверяю, что не было в нашей истории таких возможностей как теперь. Президент Чечни Рамзан Кадыров создает такие условия для спортсменов, что нам даже в лучшем сне не снились. Все зависит от вас, да поможет вам Всевышний.
Хотите что-нибудь добавить?
Прежде всего хочу сказать большое спасибо тебе, Мовлади, что вспомнил обо мне. Честно говоря, журналисты не баловали меня своим вниманием. Даже мой тренер Дэги Багаев, давая интервью о своих учениках часто не называл моего имени, хотя я у него был первым, и за мои достижения в Грозном открыли школу высшего спортивного мастерства и спортивный клуб армии. Но, должен отметить, что таким людям как Дэги в других республиках ставят памятники и награждают высшими наградами. Я горд тем, что он был моим тренером, и я был у него первым.