8 августа начинаются Олимпийские игры в Пекине, в которых будут участвовать четыре чеченских спортсмена: Бувайсар Сайтиев, Саламу Межидов, Артур Бетербиев и Ислам-бек Альбиев. Не сомневаюсь, что все они будут бороться за самые высокие места на олимпийском пъедестале. А путь к нему, став первыми чеченцами, принявшими участие в Олимпийских играх, проложили ровно 20 лет назад, 8 августа 1988 года Адлан Вараев, Башир Вараев, Рамзан Себиев и Руслан Тарамов.
По разному сложились для них выступления на Олимпиаде 1988 года в Сеуле. Олимпийское «серебро» Адлана Вараева, а бронзовую медаль Башира Вараева можно с одной стороны считать успехом. Но с другой стороны, вспоминая все нюансы их поражения, даже спустя 20 лет появляется чувство досады. Адлан Вараев на Олимпиаду ехал в ранге фаворита, ведь он был чемпионом СССР, Европы и мира предолимпийского 1987 года, а американца Кена Мондея обыгрывал и до сеульской Олимпиады, и после, но самую важную схватку – в финале Олимпиады — ему проиграл.
И то, что его откровенно засудили, подарив на последних секундах финальной схватки американцу балл, который тот не заслуживал (судей за это дисквалифицировали на два года), и то, что там же в Сеуле, французская федерация борьбы пригласила Адлана Вараева в состав сборной мира принять участие в матче в честь 75-летия Федерации борьбы Франции, мотивировав это тем, что считают настоящим Олимпийским чемпионом именно его, и то, что в СССР Адлана встречали как победителя Олимпиады (выплатив даже премиальные как за выигрыш первого места), не смогли залечить его душевную рану. Ведь олимпийские переживания как и олимпийский титул остаются с человеком на всю жизнь. К слову сказать, престиж страны, за которую выступает тот или иной спортсмен, может быть решающим фактором в определении победителя. Когда после финала Вараев-Мондей советская делегация подала протест, его даже не стали рассматривать.
Судейский фактор сыграл роковую роль и для блестящего дзюдоиста тех лет Башира Вараева, 4-х кратного чемпиона Европы, победителя Кубка мира, неоднократно признававшегося Международной федерацией дзюдо (ФИД) лучшим дзюдоистом в категории до 78 кг.
Естественно, Башир ехал в Сеул только за золотом. Но в схватке за выход в финал случилось непредвиденное: судьи, при отсутствии оценок, отдали победу сопернику Вараева Вальдемару Легеню. Башир был намного активней поляка, который 5 минут только и отбивался, но судьи посчитали иначе. Радость польского дзюдоиста, который годом ранее на чемпионате мира по всем статьям уступил Баширу, была даже сильней, чем после победы в финале над немцем Франком Винеке.
Проигрыш Башира в полуфинале Олимпиады сыграл злую шутку и с Винеке, который настраивался на Вараева, а к Легеню, проигрывавшему ему до этого, отнесся недостаточно серьезно, за что и поплатился, «прозевав» чистый бросок на «иппон». А разозленный Башир в схватке за бронзу секунд за 10 с начала поединка бросил своим коронным броском «подхват изнутри» канадца Догерти на «иппон».
Забегая вперед, скажу, что победа в Сеуле так окрылила Легеня, что он через четыре года, выиграв барселонскую Олимпиаду, попал в Книгу рекордов Гиннеса, как один из пяти дзюдоистов, выигравших две Олимпиады.
Боксерский турнир Сеульской Олимпиады отмечен наибольшим количеством судейского произвола. Вспомним хотя бы бой хозяина турнира Пак Си Хуна с американцем Роем Джонсом, который разве что не убил своего соперника, а победу отдали южнокорейцу. Скандал был изрядный. Чтобы возместить американцам «их золото» в финале полутяжелой категории, судьи объявили победителем Эндрю Мейнарда, лишив советского боксера Нурмагомеда Шанавазова золотой олимпийской медали. Спустя много лет Рою Джонсу, ставшему впоследствии одной из ярчайших звезд мирового профессионального бокса, золотую медаль вернули, а Шанавазову, увы, нет.
В весовой категории до 91 кг., в которой выступал Рамзан Себиев, было много сильных боксеров, включая американца Рэймонда Мерсера и голландца Арнольда Ван дер Лейде. Не хочу сказать, что Себиев выиграл бы у ставшего чемпионом сеульской Олимпиады Мерсера — уж очень силен был американец, который после Олимпийских игр, уйдя в профессионалы, стал чемпионом мира в тяжелом весе по версии WBO, но бой ему Рамзан Себиев — серебряный призер чемпионата Европы 1987 года — дал бы несомненно.
К сожалению, судьи не предоставили ему такой возможности, откровенно засудив его в первом же бою с боксером из Италии, который, к слову, был сильно удивлен, когда подняли его руку, и даже зашел в раздевалку к Рамзану с извинениями. Кому-то будет любопытно узнать, что финалистом Олимпиады стал Байк Хюн Манн из Южной Кореи, которого Себиев годом ранее на Кубке мира победил с травмированной рукой.
Если Адлан Вараев вошел в историю чеченского спорта как первый спортсмен, достигший столь высокого места на Олимпийском пьедестале, то Руслан Тарамов стал первым чеченцем, вступившим в борьбу за Олимпийскую награду, поскольку боксерские соревнования начались раньше, чем у борцов, а боксеры второго среднего веса, в которой выступал Тарамов, раньше вышли на ринг, чем «полутяжеловесы», среди которых был и Себиев. Это если подходить к вопросу совсем скрупулезно.
Говоря о выступлении Руслана Тарамова на Олимпиаде, нельзя обойти стороной такой трагический эпизод, как смерть его личного тренера Владимира Моребиса, после которой Руслан так и не нашел специалиста, которому мог бы всецело доверять – ведь ключи к талантам находят далеко не все. Личный тренер знает все физиологические и душевные нюансы своего подопечного, может за него постоять, тонко разобраться в спортивных и околоспортивных интригах. Полтора года до Олимпиады Тарамов тренировался самостоятельно, рассчитывая выйти на пик формы к августу 1988 года – ко времени начала Олимпийских игр в Сеуле. Главная сложность подготовки заключалась в том, что Руслан по решению тренерского штаба готовился выступать на Олимпиаде в категории до 75 кг., из которой он давно «вырос». Форс-мажорным фактором явился и неожиданный перенос Олимпиады из-за жары на месяц вперед (Олимпийские игры прошли с 17 сентября по 2 октября). Для спортсмена, который ежедневно сгоняет вес, недоедая, недопивая, проводя часы в спортзале в изнурительных тренировках, это означало лишний месяц изматывать организм. Но при всем при этом, свой первый бой с боксером из Сьерра-Леоне Руслан выиграл нокаутом. Второй же бой состоялся лишь через неделю. Все это время не было возможности выпить даже лишний стакан воды — вес подлетал мгновенно. И это при неимоверном пекле. Как следствие этого — истощение организма. Козыри Руслана – мощь, ураганный темп, удары страшной силы были сведены до нуля. Не удивительно, что второй бой полностью обезвоженный Тарамов проиграл по баллам Свену Оттке из ФРГ, прозванному за рациональный стиль и умение быстро перемещаться по рингу «Призраком». К слову, Оттке стал впоследствии многократным чемпионом мира среди профессионалов, защитив титул IBF 21 раз, а титул WBА – 4 раза. А Олимпиаду выиграл Генри Маске из ГДР, тоже впоследствии неоднократный чемпион мира среди профессионалов. Но какими бы великими не были эти боксеры, при более благоприятных факторах Руслан мог их победить. Ведь побеждал же он и в Москве и, что очень важно, в Орландо в матчевых встречах СССР-США чемпиона мира Дэрилла Аллена, который в пух и прах разбивал Маске. И американца Паркера в финале Игр Доброй воли побеждал, который брал верх над неоднократным чемпионом мира кубинцем Эспинозой, который в свою очередь в одну калитку выигрывал у того же Маске. Но на Олимпийских играх свои законы и своя энергетика.
Первые наши олимпийцы на себе это сполна ощутили и важность их участия даже потому важна, что у следующих за ними наших спортсменов не было такого психологического прессинга. И еще нельзя не упомянуть такой важный аспект, как достойное поведение наших олимпийцев, как на спортивной арене, так и в быту. Такое поведение спортсменов, несомненно, поднимало престиж нации в целом, а для подрастающего поколения задавались правильные ориентиры.
Чечено-Ингушетия на сеульской Олимпиаде без золотой медали все же не осталась. Ее завоевал представитель братского ингушского народа Исраил Арсамаков. Выступая в соревновании тяжелоатлетов в категории 82,5 кг, он показал, возможно, не самый выдающийся результат (167,5 + 210), но все эти недочеты меркнут в свете Олимпийского золота. Спортивная судьба сполна вознаградила Исраила за преданность спорту, упорство, трудолюбие и добрый нрав.
В настоящее время Адлан Вараев является первым вице-президентом Федерации спортивной борьбы России, Башир Вараев — старший тренер сборной России по дзюдо, Руслан Тарамов работает помощником Президента Федерации бокса ЧР, Рамзан Себиев — менеджер в нефтяной компании.
Двадцать лет — это срок, с высоты которого отчетливо видна значимость того или иного события. Несомненно, что участие первых чеченцев в Олимпийских играх явилось вехой в развитии республиканского спорта. Во всем мире принято отмечать своих героев. Наших первых олимпийцев тоже можно считать героями хотя бы потому, что они смогли пробиться в главную команду великой на тот момент страны СССР, поломав своими спортивными достижениями мощные идеологические препоны. И хочется верить, что в нашей республике, в которой уделяется большое внимание развитию спорта, сумеют достойно организовать чествование первых чеченских олимпийцев.
P.S. Недавно стало известно, что в сборную команду России по тяжелой атлетике на грядущие Олимпийские игры в Пекине не включили Асламбека Эдиева. В одном из своих недавних интервью Асламбек назвал самым неприятным моментом своей спортивной жизни непопадание на Олимпиаду 2004 года. Все четыре года, предшествовавшие пекинской Олимпиаде 2008 года, он работал на тренировках, не жалея себя. Но, к сожалению, история повторяется. Не хочется комментировать решение главного тренера сборной России Давида Ригерта, назвавшего основным критерием при определении состава сборной – способность бороться на Олимпиаде за медали. Возникает лишь недоуменный вопрос: являться лучшим тяжелоатлетом России в своей весовой категории и становиться призером трех последних чемпионатов мира (причем, два последних года — серебряным) разве не есть критерий способности бороться за олимпийские медали высшей пробы? Знаю Асламбека как человека с сильным характером, и это испытание, уверен, он выдержит достойно. В конце концов, жизнь на этом не кончается, а людское уважение стоит не меньше олимпийских наград.
Муслим ГАПУЕВ руководитель информационно-аналитического центра ООПЧР «СПЧР», гл. редактор газеты «По Делу»
WSPORT-SHATOY: Хотелось бы дополнить эту замечательную статью Муслима Гапуева о первых чеченских олимпийцах сведениями о тех, кто задолго до Сеула 1988 года должен был участвовать в Олимпийских Играх, но по разным причинам не смог этого сделать. Первым чеченским олимпийцем мог и обязан был стать лучший баскетболист своего времени Увайс Ахтаев в 1952 и 1956 годах. Тяжелоатлет Ваха Эсембаев реально мог пробиться на Олимпийские Игры 1956 года. В тяжелых условиях ссылки, испытывая на себе все прелести, предназначенные «врагу народа», он показывал результаты, превышающие всесоюзные рекорды. Оба не смогли попасть на Олимпиаду из-за своей национальности и статуса спецпереселенца. На Олимпиаду 1976 года в Монреале пытался пробиться мастер спорта международного класса Бекхан Тунгаев. Но, оказавшись в немилости КГБ, стал невыездным. Чемпион мира 1979 года по вольной борьбе Хасан Орцуев почему-то не попал в сборную команду для участия в Олимпийских Играх 1980 года в Москве. Идиотский бойкот Олимпиады-1984 в Лос-Анджелосе, объявленный ЦК КПСС, лишил возможности бороться за олимпийские медали выдающихся чеченских спортсменов Салмана Хасимикова (вольная борьба), Адама Сайдулаева (тяжелая атлетика), Тарама Магомадова (вольная борьба).