Система физического воспитания начала складываться у чеченцев с 18 века. Многими видами спорта занимались только юноши. Именно мальчиков растили ловкими, крепкими, выносливыми, учили владеть оружием и держаться на лошади, закаляли, чтобы подготовить их для суровой жизни воина, полной лишений и физического напряжения.
Было принято отдавать детей семилетнего возраста на воспитание опытному человеку. В такой спортивной группе обучалось до 14 мальчиков. Помимо уроков верховой езды и владения оружием наставник совершал с воспитанниками многодневные походы в горы. В такие походы продуктов с собой не брали: питание дети должны были добывать в пути. Кроме того, воспитатель нередко проводил в заранее выбранном ущелье тренировки для отработки разнообразных навыков: учащиеся занимались рубкой лозы, стрельбой из лука, борьбой, лазанием по деревьям и скалам, плаванием и переправами с одеждой и оружием через реку, фехтованием, метанием камня, поднятием тяжестей, маскировкой. Занятия проводились вдалеке от селений: в народе считалось предосудительным смотреть на обучающихся детей.
Приобретенные навыки проверялись в ходе соревнований, которые проводились для детей в форме игр. Одна из них по содержанию напоминает современное регби. Это «сырная игра». Мячом в ней служила головка сыра, завернутая в кожаный мешок. Играли две команды. У каждой был свой «сырный мешок». По сигналу «судьи» — старшего жителя аула — одна команда пыталась отнять у другой сыр и принести оба мешка в условленное место. В борьбе за сыр допускались любые приемы. Можно было сбить противника с ног, схватить его за голову, за руки, за ноги. Правилами разрешалось поднимать и нести противника, если он владел мешком с сыром. Игра могла продолжаться несколько часов. Зрители были болельщиками и подбадривали свои команды возгласами, скандировали боевые призывы. Эту же игру проводили и верхом на лошадях.
Скачки
Из глубокой старины пришли в наши дни скачки, как вид спорта. Существовало несколько видов соревнований.
“Скачки до обрыва”.
Участники соревнований демонстрировали смелость и умение управлять лошадью. Примерно в 15 — 20 шагах от пропасти намечалось линия, у которой всадник должен был остановить своего скакуна. Наиболее искусные наездники останавливались даже в шести шагах от пропасти. Добивались они такого результата, тренируя лошадь садиться на задние ноги. Нередки были случаи падения лошади и всадника в пропасть. В скачках «до пропасти» принимали участие только взрослые опытные наездники. Молодежь не допускались к участию в этих состязаниях.
«Скачки на приз оружия, лошади, сбруи и одежды умершего джигита».
Чем богаче, опытнее и прославленнее был умерший джигит, тем большее количество участников собирало состязание. В этих скачках принимали участие и дети, и юноши. Дети обычно участвовали в скачках, в которых разыгрывалась одежда. А ружие разыгрывалось среди взрослых: они должны были продемонстрировать умение поражать цель на олном скаку. Обязательным условием во время розыгрыша приза «кинжал» являлась джигитовка с кинжалом в зубах. Последним видом состязаний на приз вещей умершего джигита были скачки, дистанция которых нередко устанавливалась в десятки километров. В этих скачках чаще всего участвовали мальчики 12-15 лет. Головной убор был главной наградой таких скачек. В середине XIX века скачки во время поминок умершего получили иное содержание. Во время поминок не разыгрывалось оружие горца — ни холодное, ни огнестрельное, а также не выдавался приз — головной убор. Одежда и обувь разыгрывались не те, которые имел горец при жизни, а специально купленные для этой цели, новые.
«Свадебные скачки».
* Скачки на дистанцию. Участники соревнования собирались в назначенном месте – на «старте» еще до рассвета. Выборный от аула – «судья» выстраивал их в ряд и давал сигнал начала состязания. Дистанция составляла от 15 до 60 километров. Победителям присуждались первое, второе и третье место.
* Скачка за покрывалом. В соревновании участвовали две команды. У одной кони были покрыты покрывалами. Всадникам давали время разъехаться в разные стороны, затем по сигналу начиналась погоня за покрывалами с целью отобрать их и предъявить трофей судье.
* Скачка за шлемом и кольчугой. Это соревнование двух команд всадников было, пожалуй, наиболее сложным, так как преследователям нужно было снять со своих противников шлемы и кольчуги, сплетенные из орешника, и одеть на себя. Если преследователи не успевали справиться с задачей, шлемы и кольчуги бросали зрителям в качестве сувениров.
Канатоходцы.
Мастера в хождении и в упражнениях на канатах в старину приносили почет и уважение своей семье. Детей начинали обучать этому искусству с раннего возраста. В Чечне в народных школах канатоходцев, обучались не только мальчики, но и девочки.
Канаты изготовлялись из конского волоса или из кожаных ремней. Канатоходцы пользовались длинными палками-шестами и деревянными рамками в форме веера, на которые натягивалась шкура дикого козла. Канатоходцы передвигались не только на обеих ногах, но часто на одной ноге или сидя, делая в такой позе прыжки и развороты. Наиболее искусные мастера выступали без шестов и вееров — с саблями, с головными уборами или совершенно без предметов, помогавших удерживать равновесие. Самыми трудными считались упражнения, когда канатоходец удерживал на плечах или на голове несколько человек, а также передвижение по канату с завязанными глазами или в мешке. Во время сложных номеров зрители соблюдали абсолютную тишину, но по окончании щедро награждали исполнителя аплодисментами и приветственными криками.
Специфический номер горских канатоходцев – передвижение по канату, стоя обеими ногами в медном тазу. Другой – типично кавказский номер — хождение по канату с кинжалами, прикрепленными к ногам лезвиями внутрь. С такими вот «шпорами» мастер-канатоходец не только шел, но и приседал, прыгал, поворачивался на 180 — 360 градусов.
Перед выступлениями канатоходцы гримировались, красили губы, щеки, приделывали себе различной формы носы, одевали парики. Многие одевали маски, изображающие лицо некрасивого или смеющегося человека. Сложные акробатические упражнения сочетались с клоунадой. Поэтому канатоходцев называли иногда клоунами. К сожалению, со временем именно увеселительный момент снизил авторитет этого мастерства: оно стало считаться недостойным для мужчины занятием, и канатоходцев в Чечне не стало.
Стрельба.
Соревнования по стрельбе в глиняный кувшин пришли из глубокой древности. Этот вид спорта требовал исключительной ловкости наездника и большого искусства в стрельбе из лука, позднее — из огнестрельного оружия. В старину в «стрельбе в кувшин» принимали участие преимущественно молодые люди из знатных семей.
Вот как описал эти соревнования очевидец: «Ловкие наездники, имея лук и стрелы наготове, летят на лихих скакунах один за другим... Всадник не управляет поводьями, и только левая нога его остается в седле, а весь корпус держится ниже гривы лошади. В таком трудном положении, несясь, как вихрь, мимо шеста, на котором вверху прикреплен кувшин, в то мгновенье, когда лошадь на всем скаку сравняется с шестом, всадник спускает лук, и пернатая стрела вонзается в доску, на верху шеста прикрепленную, а иногда, разбив кувшин, падает к ногам зрителей».
Лазание по столбу.
Этот вид соревнований проводился главным образом по праздникам и предназначался для подростков 13 — 16 лет. В землю врывали тонкий столб, гладко обструганный и намазанный сверху донизу салом. На верху столба прикрепляли корзину, наполненную различными предметами. Соревнование проверяло и спортивные навыки, и сообразительность. Наиболее предприимчивые подростки перед тем, как начать взбираться на шест, запасали в карманы или за пазуху песок и золу, чтобы по ходу подъема обтирать этим себе руки и тем самым облегчить свою задачу. Именно таким ловкачам и доставались призы — содержимое корзины.
Фехтование
Чеченское фехтование можно назвать спортом с многовековой историей. В руках опытного горца шашка всегда являлась грозным оружием. Образцы старинных чеченских шашек экспонируют многие музеи, этот вид оружия прославлен в чеченских песнях и сказаниях.
Для физического воспитания горцев шашка была необходимым предметом. Мальчиков с малолетства учили фехтовать на деревянных шашках. Взрослые фехтовали для тренировки. Особенностью чеченского фехтования является то, что удар противника парируется и шашкой, и щитом. В истории Чечни известны конные фехтовальные встречи, в которых принимали участие одновременно сотни всадников-представителей разных районов. Такие состязания начинались обычно с поединка двух наиболее опытных всадников и заканчивались массовыми боями между всеми горцами, приехавшими на праздник.
Фехтовальные поединки наездников носили чисто спортивный характер. Они проводились следующим образом: на верхушку шлема прикреплялся пучок зелени или верхушка молодого деревца. Цель поединка — срубить зелень со шлема противника. Всадник, у которого была срублена зелень, под смех и крики зрителей слезал с коня и поднимал руки. Так он признавал себя побежденным. Эти соревнования именовались в народе «бой султанчиков». Под таким названием состязание дошло и до наших дней. Во время парадов, праздников, массовых выступлений на современных стадионах чеченские фехтовальщики демонстрируют свое мастерство, ведя «бой султанчиков».