Вайнахская борьба «Ондалла латар»

Movladi ABDOULAEV 10.01.2001 0
Вайнахская   борьба   «Ондалла латар»

Любой вайнах, узнав из телепередач или газетных материалов о национальных видах спорта разных народов, может задуматься и спросить себя: «Неужели у нас, у вайнахов, не было национальных видов спорта?».

И мало кто знает, что у нас были и есть разные национальные виды спорта, даже зимние. Одним из основных и массовых видов спорта у вайнахов была борьба под названием «ондалла латар», что в переводе означает «силовая борьба» или «борьба на силу».

Как и все прогрессивные виды спорта, вайнахская борьба видоизменялась в своем развитии. Основа вайнахской борьбы при этом оставалась неизменной. Это — захват пояса и приемы выше пояса, зацепы, обвивы и подсечение ногами. Путь развития вайнахской борьбы можно разделить на 3 периода — периоды смен захватов.

I период. Издревле в вайнахской борьбе схватку проводили с поясом, то есть борьба с повязанными поясами («доьхкарш лаьцна латар»). Схватка начиналась с захватом поясов обоими борцами и до конца пояса не отпускались. Этот захват, как известно из достоверных источников исследователей — кавказоведов, продлился долго.

latar1

II период. В начале XIX века вайнахская борьба вступает в новую фазу своего развития — захват пояса вытесняется обоюдным захватом корпуса без повязок на поясах (мар-мара вахана латар). Борьба начинается с обоюдного захвата борцами друг друга. Захват не отпускали до конца схватки. Исследователи, припоминая вайнахскую борьбу на данном этапе с обоюдного захвата, называли ее «скользкой». Захват часто невольно срывался, из-за чего приходилось повторять его. Борьба с обоюдного захвата (без пояса) была гораздо удобней, чем с захватом пояса, так как появилась возможность проведения бросков и других приемов с большей амплитудой. Это был большой прогресс в вайнахской борьбе. Обоюдный захват, по рассказам аксакалов, действовал до середины 40-х годов 20 века.

latar2

III период. Под влиянием разных видов борьбы других народов, в 40-х годах 20 века вайнахская борьба переходит в совершенно новую стадию своего развития. В силу вступил вольный захват, выше пояса (без повязок на поясах). Он назывался «Каде латар» («чехка латар», «т1ахъаьлла латар»). Начало схватки: судья дает свисток. Оба борца, в меру своих технико-тактических возможностей, сделают любой прием, бросок с захватом пояса и выше пояса, при этом работая ногами.

latar3

Можно провести сравнительный анализ вайнахской борьбы с греко-римской. Из-за качественных особенностей греко-римскую борьбу называют классической. Схожесть вайнахской и греко-римской борьбы в том, что захваты, приемы, броски делаются с захватом пояса и выше пояса. Но, в отличие от греко-римской, в вайнахской борьбе делаются подсечки, обвивы, зацепы, подбивания. Здесь есть очень много приемов, которые невозможно исполнить без участия ног. Это говорит о многообразии технико-тактических особенностей борьбы вайнахов. Она имеет более насыщенные комбинации и разнообразные приемы, чем греко-римская борьба. По сравнению с ней, вайнахская борьба выглядит более красивой и безопасной, так как зацепы, обвивы, подсечки и подбивания делают падения безопасными, а броски и другие приемы — более скомбинированными и легкими.

Газета «Хьехархо», 2009г.

Об авторе. Хажмурзаев Магарби Билалович работает тренером-преподавателем по вольной борьбе в Шелковской ДЮСШ №1. Имеет звание кандидата в мастера спорта по вольной борьбе. Выпускник 1988 года филологического факультета Чечено-Ингушского Государственного Университета. С начала 80-х годов прошлого столетия заинтересовался вопросами вайнахской борьбы и начал собирать материал. Из разных источников исследователей-кавказоведов, писателей и поэтов собрал определенные сведения о вайнахской борьбе. Он хочет обратиться к мастерам ковра нашей республики с предложением создать Совет по возрождению вайнахской борьбы «Ондалла латар» в обновленной форме. Магарби уверен, если они вместе приложат необходимые усилия, у этого вида борьбы есть будущее.

«Я разработал обновленный вариант вайнахской борьбы, а борьбу переименовал в «Ондалла латар», что в переводе означает «Сильная борьба». В этом варианте объединяются элементы греко-римской борьбы и древней культуры борьбы востока, но основой остается вайнахская борьба. Уверен, этот вид борьбы, «Ондалла латар», будет отвечать уровню интересов как современной молодежи, так и молодежи будущего.»

Оставить комментарий »