Саламу проиграл

Более четырехсот спортсменов из 54 стран мира собрал второй в этом сезоне Суперкубок мира по дзюдо, прошедший 25-26 февраля в немецком городе Гамбурге.

В составе сборной команды России выступал известный чеченский дзюдоист Саламу Межидов, который считается основным претендентом на участие в Олимпийских Играх в весовой категории 73 кг.

Правда, на этот раз Саламу постигла неудача. В первой же схватке он проиграл по замечаниям португальцу Пина 0:3 и уже не участвовал в утешительных поединках.

Несмотря на неудачу Межидова, сборная России выиграла в командном зачете, завоевав в общей сложности 4 медали: две золотые, одну серебряную и одну бронзу. На втором месте сборная Франции: два золота и две бронзы. На третьем – команда Бразилии, сумевшая взять одну золотую медаль, одно серебро и две бронзы.

Будем надеяться, что этот первый старт в нынешнем году был у Саламу Межидова досадным недоразумением. Впереди много турниров и надо доказывать свое преимущество и право на место в олимпийской сборной.




Альбиев сделал всё, что мог

24-25 февраля в турецком курортном городе Анталья прошел командный Кубок Мира по греко-римской борьбе. Сборная России на этом турнире осталась без медалей. Сначала, проиграв в групповом турнире команде США 5:2, россияне получили право бороться только за третье место. Но, и во встрече за бронзовые медали с хозяевами ковра сборной Турции, команда России уступила с таким же счетом 5:2.

В составе сборной России, в весовой категории 60 кг выступал чеченский борец Ислам-Бек Альбиев, который в январе этого года выиграл Турнир И.Поддубного, одолев в финале первого номера сборной Вячеслава Джасте.

На Кубке Мира команды-участницы были разделены на две группы по три команды. Сборной России по жребию выпало бороться два матча подряд. Первую встречу с сильной сборной Ирана они уверенно выиграли 5:2. Ислам-Бек в своем весе одолел иранца Сабира Мизаде.

Сразу же после матча с Ираном началась встреча с еще более сильной командой США. Тут уже уставшие борцы не смогли в полной мере показать свое умение. В итоге проигрыш 5:2, в том числе Альбиев уступил Джо Уоррену.

Заняв в своей подгруппе второе место, сборная России могла претендовать только на бронзовые медали, но для этого надо было обыграть сборную Турции. Эта задача была вполне по силам российской сборной, если бы не околоспортивные интересы – нельзя же было оставлять без наград хозяев турнира.

Во встрече с турецкой сборной против России выступали не только атлеты, но (как утверждает главный тренер Гоги Когуашвили) и зрители, и судьи, и вице-президент Международной федерации объединенных стилей борьбы (FILA) Марио Салетниг из США, который спустился к судейскому столику и давал указания. И даже сам президент FILA Рафаэль Мартинетти спокойно созерцал эту расправу!

Нас же может утешить тот факт, что Альбиев выиграл свою схватку с турецким атлетом.

В итоге команды расположились следующим образом:

  1. Украина
  2. США
  3. Турция
  4. Россия
  5. Иран
  6. Грузия

Финал: Украина – США 4:3; Матч за 3-е место. Турция – Россия – 5:2

Групповой этап:

Группа А. Россия – Иран 5:2. США – Россия 5:2. Иран – США 4:3.

Группа В. Украина – Турция 4:3. Украина – Грузия 5:2. Турция – Грузия 6:1.




Праздник спорта в День траура

В Чеченской Республике прошли соревнования среди школьников по игровым и прикладным видам спорта, посвященные Дню защитника Отечества. Организованные департаментом образования города Грозного совместно с министерством спорта соревнования, в которых приняли участие более 300 школьников из разных районов республики прошли на хорошем организационном уровне. Дети, соскучившись по спортивным мероприятиям, с удовольствием принимали участие в волейбольных и баскетбольных баталиях, а также в турнирах по тяжелой атлетике и борьбе. Соревнования завершились награждением победителей и призеров грамотами и памятными призами. (http://www.chechnyafree.ru/)

WSPORT-SHATOY: Ничего страшного не произошло бы, если в этот день в Чечне воздержались бы от проведения таких масштабных соревнований. Есть еще 364 дня в году когда департамент образования города Грозного совместно с министерством спорта могли бы заняться соскучившимися по спортивным мероприятиям детьми. И было бы гораздо честнее, 23-го февраля проводить в школах другие мероприятия, например День Памяти, вместо того, чтобы праздновать День армии, которая 63 года назад погнала чеченцев в Среднюю Азию на голодную и холодную смерть.




Саид Непобедимый

Одиннадцатикратный чемпион мира по боям без правил Саид Эсамбаев – племянник великого Махмуда Эсамбаева

Боец, мастер, учитель, гражданин, философ, поэт… В апреле 2005 года Саид Эсамбаев — Непобедимый, как его нарекли в профессиональных спортивных кругах, — отметил свой 35-летний юбилей. Человеку, который знает, куда идёт, мир всегда даёт дорогу. Сегодня у племянника «короля танцев», кажется, есть всё, о чём можно мечтать: мировое признание, уважение в обществе, многочисленные регалии. Но Саид-Магомед Абдулхамидович не намерен почивать на лаврах. На всю жизнь ему врезался в память наказ дяди, Махмуда Алисултановича: «Не останавливайся на достигнутом, покоряй одну вершину за другой — и станешь великим».

06_said_esambaevСаид Эсамбаев родился 18 апреля 1970 года в селе Старые Атаги Грозненского района ЧИАССР. Единоборствами начал заниматься с раннего детства. К 21 году Саид стал бойцом-универсалом — мастером спорта СССР по рукопашному бою, обладателем чёрных поясов по всестилевому карате и тхэквондо, экспертом, инструктором международного класса по всестилевому карате. Кроме того, он считается основателем стиля карате-симмейдо в России. Саид Непобедимый не проиграл ни одного поединка.

Участие в многочисленных турнирах не помешали одарённому единоборцу получить образование и реализовать другие свои способности — наставника, организатора, общественного деятеля. В 1988 году Саид поступил на факультет физвоспитания Чечено-Ингушского государственного педагогического института и был принят на работу тренером-преподавателем Федерации ушу ЧИАССР, вошёл в президиум Госкомитета по физической культуре и спорту республики.

В сентябре 1993 года Саида Эсамбаева назначили замдиректора по безопасности пансионата «Лесной городок», в 1996-м — заместителем гендиректора по безопасности ОАО АК «Интерметсервис», в феврале 2000-го — советником Губернатора Московской области Б.В. Громова. В настоящее время Саид-Магомед Абдулхамидович — заместитель президента Ассоциации финансово-промышленных групп России. За его плечами — профессиональная переподготовка в Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы.

Саид Эсамбаев продолжает успешно тренировать сотрудников спецслужб и правоохранительных органов России, участвует в общественно-политической жизни страны. В его наградном листе — медали, дипломы, грамоты, ценные подарки от Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания РФ, глав администраций субъектов РФ, руководства ФСБ, МВД, МЧС и Генпрокуратуры РФ.

При такой нагрузке любой другой забыл бы о тренировках. Но только не Саид Непобедимый. «Самосовершенствование — главное для меня, — не скрывает Эсамбаев. — Ведь единоборство — это процесс преодоления себя».

В феврале 2005 года титулованный боец и атлет установил седьмой по счёту мировой рекорд. Стоя в вертикальном шпагате, он на протяжении десяти минут удерживал левой ногой 62-килограммового ротвейлера. А годом раньше Саид Непобедимый на провисном шпагате полторы минуты удерживал груз в 475 килограммов.

Воистину, одарённый человек одарён во всём. Слова и мелодии песен, сложенных Саидом Эсамбаевым, по достоинству оценил популярный певец Бисер Киров. Андрей Вознесенский, ознакомившись с творчеством племянника «короля танцев», посоветовал ему заняться поэзией всерьёз. О своих «слабостях» Саид Непобедимый рассуждает с присущей ему мудростью: «И музыка, и поэзия помогают мне жить в гармонии с миром, нельзя всего себя посвящать чему-то одному».(http://www.esambaev.ru)




Олимпийским золотом обязан Аллаху

Все, наверное, помнят, как чемпион по боксу олимпиады в Афинах Гайдарбек Гайдарбеков в интервью сказал, что своей победой он обязан Всевышнему. Так как подобное впервые сказано публично из уст олимпийского чемпиона, мы решили встретиться с Гайдарбеком и задать ему несколько вопросов.

islam5Знаменитых спортсменов многие зачастую представляют высокомерными и заносчивыми снобами, страдающими «звездной болезнью». Однако то ли Гайдарбек – исключение из правила, то ли правило не верно, но наш собеседник оказался скромным, даже где-то стеснительным, симпатичным молодым человеком.

Про таких как Гайдарбек говорят: self made man – человек, сделавший сам себя. Но с одной оговоркой – в данном случае огромную роль сыграла еще и глубокая вера в Аллаха. Если учесть, что Гайдарбеков – круглая сирота и за ним нет влиятельных «толкачей», станет ясно, каких усилий стоило ему подняться на такую вершину в современном спорте, где царят отнюдь не олимпийские принципы.

– Гайдарбек, поздравляем Вас от всей души со знаменательной победой – первым золотом по боксу на Северном Кавказе. Прежде всего, скажите, Вы верующий человек?

Я с третьего класса совершаю намаз. Правда, бывали трудные времена, когда случались ошибки. Ведь большой спорт – это постоянные разъезды, сборы, тренировки. Но в последнее время, хвала Всевышнему, я не пропускал ни одной молитвы, даже во время олимпийской «лихорадки» Сиднея и Афин.

– А не мешало ли совершение намаза выступлениям?

Наоборот, помогало. После того, как обновишь вуду (ритуальное омовение) и помолишься, чувствуешь себя совсем другим человеком. В спорте главное – дух, а намаз лучше любого средства поднимает его.

Я не побоюсь сказать, что молитвы здорово помогли мне. Основных успехов, например, я достиг только после того, как перестал пропускать обязательный пятикратный намаз, несмотря на возражения тренера.

– А какие-то специальные ду´а (обращения к Аллаху) или что-то еще Вы произносили перед выходом на ринг в ходе последней Олимпиады?

Раскрываю Вам свое секретное оружие (смеется – прим. авт.) – перед поединком читал аят аль-Курси из Корана, зикр «Ля хауля ва ля куввата илля би Ллях» (Нет силы и могущества, кроме как у Аллаха) и ду´а из книги шейха Мухаммада Сааду-хаджи из Батлуха. Последнее произносится, глядя прямо в глаза противнику. Также я постоянно находился в состоянии ритуального омовения.

– Вы сирота, за Вами нет родителей, которые могли бы направить к Исламу, однако это не помешало Вам, даже будучи известным спортсменом, жить согласно нормам Ислама. Как Вам это удалось?

Прежде всего, наверное, сыграли роль гены. Мой дедушка, Гайдарбек, был богобоязненным человеком. Как рассказывают, и мать (да смилостивится над ней Аллах) успела заложить в меня в раннем детстве основы Ислама.

Кроме того, по воле Всевышнего, я подружился не с «золотой молодежью», прожигающей жизнь, а с мюридами шейха Саида-афанди из Чиркея.

– Не мешает ли Ислам жизни звезды спорта?

Нет, абсолютно. Ведь Ислам – это умеренность, чистота, искренность и крепость духа.

– Насколько мы знаем, перед отъездом на Олимпиаду Вы посетили шейха Саида-афанди. Не расскажите подробнее об этом?

Я всегда благодарю Аллаха за то, что Он свел меня с этим удивительным человеком. Перед поездкой в Афины с друзьями мы посетили шейха, чтобы попросить его вознести за нас ду´а. Но у него в гостях оказалось так много людей, что мы постеснялись отнимать его время и говорить о цели нашего визита. Однако он как будто прочитал наши мысли, заметив нас среди многих людей, шейх подошел и сел молча перед нами. Так продолжалось несколько минут. Потом он пригласил нас за стол.

Именно после этого я почувствовал внутреннюю уверенность и даже физическую силу. Тогда появилась надежда, переходящая кое-где в уверенность, что я обязательно выиграю олимпийское золото.

– Гайдарбек, откуда такая скромность и полное отсутствие «звездной болезни»?

Это все, наверное, от Ислама, в особенности от тариката.

– А много олимпийцев, среди которых есть большое число мусульман, совершает намаз?

Можно сказать, все дагестанцы регулярно молятся. Также я знаю, что осетин Хаджимурат Гацалов, мой хороший друг, не оставляет ни одной молитвы.

– Какие у Вас планы на будущее?

Думаю оставить большой спорт и перейти на научную и преподавательскую работу. Я ведь закончил аспирантуру ДГПУ.

Справка

Гайдарбек Гайдарбеков родился в селе Магар Чародинского района Дагестана в 1976 г. Боксом начал заниматься в 9 классе. Чемпион и серебряный призер олимпиад, победитель Игр доброй воли, чемпион мира среди молодежи и т .д.

Нур ул-Ислам




Катана – «Оружие души» благородного воина

Саид Эсамбаев: “Многие знатоки холодного оружия считают самым совершенными образцом боевого клинка за всю историю человечества японский самурайский меч «катана». Не только благодаря качеству его стали и изяществу отделки, но и потому, что конструкция меча – катана, остающаяся практически неизменной с XIV века, легла в основу многих моделей современного боевого холодного оружия.

– Об уникальных качествах и свойствах японских мечей я знал ещё с детства. Но реально ознакомиться с оружием настоящих японских мастеров мне удалось в 1992 году в Эмиратах. После восьмой победы на Чемпионате мира по боям без правил в знак признания мастерства мне подарили два самурайских меча работы начала XIII века. Каждый меч был подлинным произведением искусства. К сожалению, во время первой чеченской кампании уникальные мечи утрачены. Не сомневаюсь, что когда-нибудь они вновь появятся перед людьми, как вновь появлялись картины старых мастеров или ювелирные произведения.

Любой меч настоящего мастера неповторим, это очень тонкая работа. Я бы сравнил изготовление меча с изготовлением скрипки – каждый инструмент мастера имел свое неповторимое звучание, никогда не получалось двух одинаковых скрипок. Перед тем, как приступить к изготовлению традиционного японского меча, мастер совершал долгий подготовительный ритуал, напоминающий подготовку русского иконописца к росписи церкви или к созданию важной для него иконы: пост, очистительные омовения, долгие молитвы, облачения в чистые, церемониальные одежды, целибат.

Когда мастер работает над скрипкой или мечом, его изделие вбирает настроение мастера. Изготовление меча – сложная работа, хорошие мечи делались годами, поэтому их передавали из поколения в поколение.

Конечно, булат – очень серьезная сталь, особенно в бою. Булат отливается, затем закаляется. А самурайские мечи сделаны из слоеной стали, спаянной из слоев разной плотности. Эти секреты я не знаю, но знаю, что мастера годами искали разные металлы, на ощупь могли оценить сплав. До сих пор технический прогресс не превзошел древние секреты.

Said-Esambaev3Мечи-катаны, которые мне подарили, я проверял в разных ситуациях. С любыми другими – кубачинскими, дагестанскими, чеченскими, арабскими – нельзя сравнивать. Катана перерубает любой другой меч! Самураи жили боевым искусством из поколения в поколение. Пра-прадеды держали свои секреты, чтобы сохранить влияние своего клана. Умея делать мечи, имея дух воина, сохраняли влияние своих кланов.

Когда держишь в руках настоящий меч-катану, от любого толчка звук идет вверх и вниз по клинку. Звук очень звонкий – меч был такой твердый и в то же время мягкий, гибкий… Вещь уникальная. Продать мои мечи никто не сможет: только если держать в подвале… Такие вещи не просто под подушку прячут. Их показывают людям, чтобы рассказать об искусстве мастеров.

Классическая катана – это меч с изогнутым клинком длиной от 61 до 75 см, заточенным с одной стороны и одинаково удобным для пешего и конного боя. Его лезвие стандартной шириной 3 см обычно имеет толщину в 0,5 см возле закрывающей 30-сантиметровую рукоять круглой чашки-гарды – «цубо» и сужается к концу острия – «киссаки» до толщины волоса. Центр тяжести такого меча смещен к острию, что облегчает рубящие удары. Масса катаны в зависимости от длины составляет 0,9-1,2 кг.

Именно этот меч стал считаться в Японии символом самурайского достоинства, «оружием души» благородного воина, строго соблюдавшего сложные ритуалы даже повседневного ношения катаны. Признаком достоинства самурая считалось наличие 10 и более мечей, различавшихся формой и расцветкой ножен и рукоятей и предназначенных для ношения (в паре с идентично оформленным коротким «вакидзаши») в разных ситуациях – на придворных праздниках, охотах и, разумеется, на войне. Если самурай хотел показать свое миролюбие, то вешал катану на правый бок – когда извлечь его из ножен было бы труднее. Катана на левом боку указывала, что её хозяин «вышел на тропу войны».

Приходя в гости, самурай передавал катану слуге, который с поклоном водружал меч лезвием вверх на специальную подставку. Если визит носил особо дружеский характер, гость снимал и короткий вакидзаши, укладывая его под правую руку рукоятью к себе. Обернуть рукоять к собеседнику считалось оскорблением. Этот жест означал сомнение владельца клинка в фехтовальном мастерстве собеседника. Угрозой для чести хозяниа меча и даже поводом для поединка считались случаи, когда собеседник касался меча гостя случайным неловким жестом. Напротив, хозяин меча считал для себя большой честью, если его собеседник, восхитившись красотой клинка, просил разрешения полюбоваться им, трогая лезвие через тонкую прозрачную ткань (чтобы прикосновение влажных пальцев не стало причиной ржавчины).

И катана, и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но принципы выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Европейский способ, нацеленный на пробивание доспеха, предполагает максимальное использование инерции движения меча и нанесение удара «с проносом». В японском фехтовании человек ведет меч, а не меч человека. Там удар наносится тоже силой всего тела, но не с обычного шага, а с приставного, при котором тело получает мощный толчок вперед (больший, чем при развороте корпуса). При этом удар наносится «фиксировано» на заданный уровень, и лезвие останавливается точно там, где этого хочет мастер, а сила удара при этом не гасится. И когда мастер меча рубит в мелкие ломтики кочан капусты или арбуз, лежащий на животе у его ученика, или отрезает половинку лимона, зажатого у него в зубах (часто еще и в слепую, завязанными глазами), то при этом в первую очередь демонстрируется именно его способность фиксировать удар.

Сегодня любой желающий может купить сувенирные катаны и вакидзаши классических форм и размеров, изготовленные промышленным способом. Качество этих мечей так же далеко от подлинных самурайских клинков, как быт современных японцев от образа жизни их предков 300-летней давности. Уже с середины XIX века искусство старых мастеров было подорвано массовым коммерческим производством, а после поражения Японии во Второй Мировой Войне изготовление таких мечей было вообще запрещено американскими оккупационными властями как «рецидив японского милитаризма».




Ислам и спорт неразделимы

Курбан Бердыев – тренер казанского «Рубина», выведший команду в лидеры российского футбола. В то же время многим Бердыев знаком и своей искренней верой, которая за все успехи на жизненном пути заставляет его благодарить Всевышнего Аллаха.

islam4Бердыева регулярно видят среди мусульман, посещающих обязательный пятничный намаз. И вообще, тренер “Рубина” известен как человек, очень внимательно относящийся к выполнению своего религиозного долга.

– Ас-саляму алейкум, Курбан Бекиевич! Спасибо за согласие ответить на наши вопросы. Расскажите, пожалуйста, о себе: как Вы пришли к вере?

Ваалейкум ас-салям ва рахматуЛлах! Мой дедушка был богобоязненным мусульманином, молился даже в советское время. Он жил в Чиликине, а мы в Ашхабаде. Но всегда, когда мы приезжали к нему или он к нам, я видел, как дедушка совершал пятикратный намаз, и это отложилось в моей душе.

Хотя в то время я играл и не совершал пятикратный намаз, но в душе всегда была вера. Однако только в тридцать пять лет я зашел в мечеть. И тогда я понял, почувствовал, что это мое.

Меня пригласил в мечеть друг мусульманин, за что я ему очень благодарен. И я сразу понял, что это то, чего мне не хватало: вот оно – то, что нужно было мне в этой жизни.

Но главным примером для меня всегда оставался дедушка, который и из жизни ушел во время молитвы.

– Вы пришли к вере в тридцать пять лет еще в коммунистическую эпоху. Если сравнивать, что можно сказать, как чувствовал себя мусульманин тогда и сейчас?

Я думаю, сейчас гораздо проще. Раньше негативно смотрели на тех, кто исповедовал религию. Но верующему человеку должно быть все равно, каково по отношению к нему общественное мнение.

– Как Вы думаете, возможно ли совмещение соблюдения норм Шариата с современным профессиональным спортом?

Да, безусловно. Думаю, что это возможно. И некоторые футболисты в нашей команде – тому пример. Они и намаз совершают, и уразу (пост) соблюдают.

– Многие спортсмены-мусульмане еще не соблюдают всех предписаний религии. Что бы Вы им могли посоветовать?

Я бы так сказал: вера – внутри, и ничто не должно ее разрушать. Поэтому намаз есть намаз, и его надо совершать. Я думаю, нет таких вещей, которые могут повлиять на соблюдение намаза.

Если же намаз был все-таки пропущен по каким-либо причинам (это в мусульманских странах учитывается время молитвы во время матча, а в России нет), то его нужно обязательно потом возместить.

– Как Вы оцениваете присутствие мусульман в современном российском спорте? Каких выдающихся спортсменов-мусульман Вы можете назвать?

Я к этому отношусь скептически: для меня нет разницы, насколько известен и каких успехов добился тот или иной мусульманин, главное, что он – мой брат по вере. В моем понимании нет разделения приверженцев Ислама на профессии и должности.

В той или иной области каждый человек чего-то достигает. Если он, предположим, высокого класса слесарь, а это не публичная должность, в связи с чем о нем мало кто знает, то это совсем не значит, что перед Аллахом он не является специалистом своего дела.

И я бы не стал делить мусульман по специальностям, званиям или должностям. Мы перед Ним едины. Это моя точка зрения, я не слежу ни за кем.

– Вы – профессионал в области физической культуры человека. Что Вы можете сказать о влиянии намаза на физическое и духовно-психологическое здоровье человека?

Намаз очень важен. Духовное воспитание во многом определяет наш настрой. Поэтому одна из самых главных вещей – быть уверенным в правильности избранного пути и в том, что за наши благодеяния мы заслужим милость Всевышнего. Тогда наше состояние будет нормальным.

При таком подходе человек живет в равновесии, ему на многое проще смотреть. Конечно, могут быть и несчастья, но на все воля Аллаха.

– Наблюдая за спортсменами, часто можно увидеть, как они пользуются различными амулетами, талисманами, – суеверия очень распространены в данной среде. Каково Ваше отношение к этому?

Если предположим, христиане перед выходом на поле крестятся, или если мусульманин обращается к Аллаху, и они делают это искренне, то это одно. А если они это делают из-за традиции, потому что все так поступают, то это совсем другое. Суеверия или подражания традициям я считаю бесполезным.

– При Пророке (мир ему) в мечетях играли и на копьях, и устраивали другие спортивные мероприятия, а сейчас там только поклоняются. Согласны ли Вы с тем, что настал тот момент, когда мусульманские и спортивные организации должны активнее взаимодействовать между собой?

Я сторонник такого подхода, потому что, прежде всего, спорт – это здоровье. И раз мы говорим о вере мусульман, то, в первую очередь, нам следует стремиться к здоровому образу жизни. А спорт этому способствует.

И потом, в современном мире очень много негативного связанного с наркотиками. Молодежь, к сожалению, больше всего этому подвержена.

Мусульманин же, помимо прочего, занимающейся и спортом, никогда ничего подобного делать не будет. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) категорически предостерегал от всего запретного.

И мне кажется, что прививать трезвый и здоровый образ жизни необходимо уже со школьной скамьи. Нужно проводить соревнования. Во многих азиатских странах такие мероприятии регулярно устраиваются.

Я видел это, когда приезжал в Иран. Девушки, одетые по-мусульмански, также принимали участие. Это нужно делать.

– А есть ли у Вас видение, как это можно осуществить на практике?

Думаю, что, прежде всего, должна быть инициатива Духовного управления мусульман об активном участии в спортивной жизни. Начать нужно с этого.

Если подобное начинание будет поддерживаться и внедряться сверху, то я убежден, что все будет нормально. Частные инициативы какой-то школы или какого-то медресе, к руководству которого со временем может прийти другой человек, не понимающий или равнодушный к такого рода затеям, имеют большой риск быстро затормозиться.

Мы, со своей стороны, безусловно, будем идти навстречу таким предложениям, направленным на развитие спорта. Это может быть не только проведение соревнований, но и беседы.

Мы прекрасно понимаем, что у «Рубина» много болельщиков и среди мусульман. На это всегда можно найти время. У меня уже были такие встречи. Мы только «за» развитие сотрудничества Ислама и спорта.

– Что Вы хотите пожелать молодым людям, вступающим в эту жизнь, независимо от того, кто они – мусульмане, христиане и т.д.?

Прежде всего, если говорить о молодежи, независимо от того, мусульмане они или христиане, то, в любом случае, я желаю им приблизиться к вере, к духовной составляющей жизни. У человека должен быть духовный стержень.

И я призываю молодых людей, которых ждут большие испытания в этой жизни, обращаться к вере, которая обязательно им поможет на дальнейшем пути. Потому что это настолько весомая вещь, которая в любую трудную минуту способна оказать серьезную поддержку, подсказать, как поступить правильно в той или иной ситуации.

Во-вторых, приобщение в той или иной степени к спорту. Для души обязательно следует заниматься каким-то видом спорта. Это может быть и фитнес, и любой другой вид спорта, хотя бы на любительском уровне. Необязательно быть профессионалом. Нужно быть духовно сильным человеком плюс физически развитым. Вот что я хочу пожелать.

http://www.islam.ru




Руслан Балаев выводит на помост сына

Уже в 47-й раз проводился с 15-го по 18-е февраля традиционный турнир по тяжелой атлетике “Приз Москвы”, посвященный памяти первого советского чемпиона мира, заслуженного мастера спорта Григория Новака.

В спортивном клубе “Кунцево” в Москве собрался довольно сильный состав участников, в число которых входило несколько мастеров спорта международного класса.

Отрадно отметить, что в этом турнире приняли участие двое учеников Руслана Балаева, известного в прошлом чеченского штангиста, чемпиона Игр Доброй Воли – 1986.

Кандидат в мастера спорта Хусейн Барахоев соревновался в весовой категории 77 кг. Он выступал очень ровно, в первом упражнении – рывке последовательно поднял 105, 110, 112 кг. В толчке ему покорились 135, 140 кг и только последняя попытка на 142 кг была неудачной. Набрав в сумме тяжелоатлетического двоеборья 252 кг, Хусейн занял третье место.

В весовой категории 85 кг выступал 20-летний сын Руслана Балаева – Муслим. Рывок он удачно начал со 130 кг, но затем, во втором подходе, неудача на 135 кг. Для того, чтобы сохранить хоть какой нибудь шанс в борьбе за первое место с московским мастером спорта Михаилом Сконниковым, Муслим не стал повторно подходить на 135, а перезаказал вес на 138 кг. К сожалению, и третий подход был неудачен. А Сконников тем временем ушел далеко вперед – 143 кг.

Во втором упражнении – толчке, Муслим поднял такой же вес, что и Сконников – 170 кг. Но, его сумма двоеборья – 300 кг, была меньше чем у Михаила (313 кг) из-за проигранных в рывке килограммов. Таким образом, мастер спорта Муслим Балаев стал серебряным призером турнира.




Творите, любите, прощайте – и будете счастливы!

В пятнадцать лет он был уже мастером спорта по рукопашному бою. В шестнадцать – защитил «черный пояс» по тхеквондо. В восемнадцать – получил еще один «черный пояс» и звание инструктора международного класса по всестилевому карате. Саид не проиграл ни одного поединка, став в боях без правил 11-кратным чемпионом мира. В профессиональных бойцовских кругах имя Саида стало нарицательным – его нарекли Саидом Непобедимым.

Мы договорились встретиться в подмосковном пансионате «Лесной городок». Так получилось, что Саид задерживался (как консультант службы безопасности губернатора Громова – он должен был его сопровождать), и рассказ о чемпионе начал Абдулла Хамидович Эсамбаев, старший брат Саида.

– С малых лет Саид был очень подвижный и шустрый, настоящая егоза, не мог спокойно усидеть и минуты, за что ему частенько попадало от отца. Настырности было хоть отбавляй и упрямства тоже…

Страсть к поединкам у Саида была всегда: не имея ни книг, ни наставников, он мог часами «махать» руками и ногами. До многого доходил самостоятельно, полагаясь на интуицию.

– Сначала я относился к увлечению брата свысока, – рассказывает Абдулла Хамидович. – Как-то я попросил показать, на что он способен. Саиду тогда было 10 лет. До сих пор не могу объяснить, что произошло, даже не знаю, рукой или ногой он мне тогда заехал – выключился мгновенно. Искусство боя ему дано от Бога, в этом Саид настоящий талант.

Абдулла Хамидович руководит пансионатом с конца 1990-х. В России они вместе с братом оказались в самый разгар перестройки, с тех пор Подмосковье стало их вторым домом. На его рабочем столе многочисленные фотографии, дипломы, благодарности – то немногое, что удалось сохранить от их огромного семейного архива… Саид с отцом – этот снимок уцелел случайно (дом вместе с архивом сгорел в Грозном еще в первую чеченскую войну). Другой снимок – Саид с дядей – одна из последних фотографий знаменитого танцовщика Махмуда Эсамбаева.

Said-Esambaev2В конце 1970-х годов из очередных гастролей дядя привез юному джигиту «видик» и стопку кассет с записями фильмов Брюса Ли. Мастерство знаменитого китайца так впечатлило Саида, что он посвятил всего себя тренировкам, он решил стать лучшим. В пятнадцать лет Саид был уже мастером спорта СССР по рукопашному бою. В шестнадцать – защитил «черный пояс» по тхеквондо. В восемнадцать – защитил еще один «черный пояс» и получил звание инструктора международного класса по всестилевому карате. Так его воспитывали – стремиться быть лучшим, быть лучшим, чтобы побеждать.

Наша беседа была прервана появлением Саида. Энергичный, сосредоточенный, он только что приехал и был немного огорчен, что не успел к началу беседы. Внешность атлета впечатляла больше любой фотографии. Могучий торс, шея, толстые плиты грудных мышц, мощный пресс и хорошо развитые ноги – он мог бы соперничать с античными героями. Внимательно посмотрев на меня, он сразу почувствовал мое смущение. Его лицо становится добродушным, чуть озорные глаза смеются: «Вы знаете, с моей внешностью меня часто принимают… ну, догадываетесь за кого!»

Саид никогда не тренировался с железом. Обладая огромной массой, он очень подвижен, никакой скованности движений, легко, без всякой раскачки садится на шпагат. Своей невероятной силы он достиг специальными растяжками, системой дыхательных упражнений, в которые включена и биоэнергетика по методу Джуны.

– Занимался боксом, борьбой, наверное, мог бы преуспеть в кикбоксинге, – вспоминает Саид. – Но по духу я принимаю только настоящий бой – без касок, щитков и других приспособлений. Именно о таком бое я мечтал еще мальчишкой. Сначала учился по видео, потом пришел в спортзал. Карате в те годы считалось запрещенным видом спорта, но я мечтал только о нем. А когда сильно хочешь, всегда достигаешь цели. Говорят, что человеку, который знает куда идет, мир всегда дает дорогу. Оказался в престижном зале среди опытных мастеров. Один из них, приглядевшись ко мне, предложил попробовать себя в роли гладиатора в боях без правил. Согласился не из-за денег, хотел попробовать себя как личность.

Дебют был удачным. Уже в двадцать лет Саид выиграл несколько международных турниров по довольно жестким правилам. Всего на счету у него одиннадцать таких побед и официальное признание международной организации всестилевого карате, где он получил высокое звание инструктора. Саид Эсамбаев не проиграл ни одного поединка, став в боях без правил 11-кратным чемпионом мира. Сбить с ног силача из России не удавалось никому. Вскоре имя Эсамбаева в профессиональных бойцовских кругах стало нарицательным – его нарекли Саидом Непобедимым.

В бою он агрессивен, но никогда не проявляет жестокости к своим противникам. Не раз поворачивался к поверженному сопернику спиной, сразу понимая, что настоящий победитель – он. Его принцип – «Побеждать только красиво и честно!». Занимаясь единоборствами много лет, Саид накопил огромный опыт борьбы и выработал собственную философию боя.

На первом месте в его философской системе стоит дух, на втором – разум, на третьем – тело. Саид считает, что самое важное для бойца – оставаться собой в любой ситуации. Еще мальчишкой он начал воспитывать характер, учился переносить боль и каждый раз придумывал для себя все новые и новые испытания.

«Мир устроен так, что мы получаем назад то, что приносим в него. Человек, идущий в мир со злом, заранее обречен, и никакая сила ему не поможет», – считает спортсмен. Саид убежден, что спортивные успехи – прямое следствие духовного настроя. Любые техники боя, физическая подготовка и даже сила характера сами по себе мало что дают, воля важна не сама по себе. Настоящему бойцу необходим просветленный, свободный от зла, от дурных помыслов чистый дух.

«Как этого достичь? И просто и сложно. Думайте о хорошем, мечтайте о светлом, творите доброе. Не позволяйте обидам и разочарованиям войти в сердце. Верьте в добро и любовь. Творите, любите, прощайте. И будете счастливы».

– Когда человек начинает тренироваться, – рассказывает Саид, – он должен дать себе установку: «Чего я хочу добиться?», «Зачем я это делаю?». Только после этого будет результат. Чем масштабнее цель, тем больших результатов можно достичь. Нельзя ограничиваться только личными целями. Конечно, можно просто отрабатывать удары, совершенствовать технику боя, ставить личные рекорды, но такой спортсмен не пойдет далеко. Совсем другое дело, когда личное уходит на второй план, а боец идет на ринг отстаивать честь своих наставников, спортивной школы, родной страны. Советский патриотизм в этом отношении играл очень важную роль. Спортсмены отстаивали честь великой державы, и это давало им огромное преимущество.

Талантливые люди многогранны. Саид сочиняет музыку и слова к своим песням, прекрасно исполняет их в оригинальной манере. Его песни высоко оценил известный болгарский певец Бисер Киров, а Андрей Вознесенский, прочитав его стихи, посоветовал серьезно заняться поэзией.

Все Эсамбаевы тяжело переживают трагедию родного народа. Как-то после спектакля в Большом театре всемирно признанного танцовщика Махмуда Эсамбаева долго просили сказать тост. Там были федеральные министры, был Юрий Лужков… Махмуд сказал тогда, может быть грубо, но очень точно: «Пусть сдохнут все, кто начал эту войну». Передохнул и добавил: «И все, кто за это не выпьет». И все выпили. Это было в конце 1990-х годов…

Совсем недавно, в 2003-м, Саид Эсамбаев был в числе тех, кто призывал чеченский народ прийти на референдум. Он убежден, что в развязывании войны виноваты политики, народам же делить нечего. Еще мальчишкой он хорошо запомнил Грозный, утопающий в зелени и фонтанах, счастливые лица земляков. Все это в прошлом, а потому Саид готов использовать любую возможность, чтобы хоть как-то помочь своей республике. Сегодня на рабочем столе Саида в рамке стоит благодарность от президента за подготовку и проведение референдума в Чечне.

– Самая спасительная идея сейчас – объединение, – считает Саид Эсамбаев. – Мы должны объединяться, чтобы уйти от конфликтов, жить в мире и согласии ради созидания.

Мысль на первый взгляд может показаться простой, но давайте не будем забывать – в такое сложное время, как наше, спасти могут только простые истины.

«Эсамбаевы – это марка», – любил говорить дядя Саида, Махмуд, своему неугомонному племяннику, который все дни напролет проводил в спортзале. «Не останавливайся на достигнутом, покоряй одну вершину за другой и станешь великим». Следуя наставлениям, Саид продолжает тренировки, хотя уже давно ушел из профессионального спорта. Сегодня Саид тренирует силовиков, сотрудников спецслужб. Заканчивает образование в Академии управления при правительстве Москвы. Два года назад он поставил свой очередной рекорд: на провисном шпагате выдержал на себе трех мощных атлетов. Общая масса атлетической конструкции тогда составила 475 килограммов. Такого в мировой практике еще никому не удавалось.

– Что было самое сложное? – Саид улыбается. – Все очень волновались, все-таки огромное напряжение, могли быть травмы, а тут еще надо лицо «держать» перед камерой.

– Почему же рекорд не занесен в книгу Гиннеса?

– У меня не было цели попасть в книгу Гиннеса. Я давно хотел доказать себе, что смогу это сделать – остальное для меня несущественно. К тому же у меня есть правило: прежде чем заявлять о любом рекорде, я должен повторить его трижды, чтобы быть уверенным, что смогу это сделать всегда.

Не так давно Саид еще раз показал, чего можно достичь упорными тренировками. Стоя в вертикальном шпагате, в течение нескольких минут удерживал 62-килограммового ротвейлера.

К своим достижениям он относится как к чему-то естественному. «Все делается после долгой подготовки. Прежде чем удерживать живой вес, я долго тренировался с отягощениями и поднимал значительно больший вес».

Сам Саид относится к своим увлечениям как к хобби:

– И музыка, и поэзия помогают мне жить в гармонии с миром, нельзя всего себя посвящать чему-то одному. Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, то вы будете глубоко несчастливы всю жизнь.

Андрей Куликов, 2005




Успех чеченских рукопашников

18 февраля 2007 года, в г. Ессентуки прошло лично-командное первенство России по полноконтактному рукопашному бою среди юношей 16-18 лет.

В первенстве приняли участие 68 спортсменов из сборных команд: Ростовской области, Республики Дагестана, Южной Осетии, Чеченской республики, Кабардино-Балкарской республики, Северной Осетии, Краснодарского края, Ставропольского края.

Отлично выступил на этих соревнованиях чеченский спортсмен Хусейн Халиев. Воспитанник Хаважи Хациева стал чемпионом России в весовой категории 70 кг.

Победителям этого первенства присваивались звания “Кандидат в Мастера FCF” (FCF – Full Contact Fighting – полноконтактный бой) с вручением коричневых поясов.

Тренер чемпиона был награжден дипломом и медалью «За подготовку победителя на Первенстве России по полноконтактному рукопашному бою среди юниоров».

В командном зачете на первое место вышла сборная Дагестана, второе место у команды Кабардино-Балкарии и на третьей позиции команда Чеченской Республики.

В финальной части Первенства были проведены два боя 3-го отборочного тура чемпионата мира среди профессионалов.

В первом поединке победу одержал чеченский боец Абу Сосуркаев. Тренер победителя Бахухаджиев Рамзан был награжден дипломом и медалью «За подготовку победителя 3-го отборочного тура чемпионата мира среди профессионалов».